Казачьи песни. Ансамбль Криница






Музыкальный родник Кубани

kriniza

Популярному ансамблю казачьей песни «Криница» исполнилось 20 лет. Для человеческой жизни возраст совсем юный, но для коллектива с такой яркой творческой судьбой довольно солидный. Особенно, если учесть сколько успешных выступлений на концертных площадках разного калибра, конкурсах и фестивалях, сколько успешных премьер на театральный сцене! Плюс десяток дисков и четыре песенных сборника, составленных художественным руководителем ансамбля заслуженным деятелем искусств России Владимиром Капаевым. Только нет у артистов, да и хорошо, что нет, чувства самоуспокоенности. И почивать на лаврах они не собираются.

А в 1991 году им, студентам Краснодарского университета культуры и искусств так хотелось побыстрее вырасти, то есть, стать профессиональными артистами. Первым шагом к мечте стало участие во II Всероссийском конкурсе «Голоса России». Это было серьезное испытание. В жюри - цвет мастеров народной культуры. Среди участников - на подбор только лучшие исполнители. Просто выделиться на их фоне - уже достижение. А никому не известная «Криница» заняла первое место, стала лауреатом и получила ГРАН-ПРИ. И совсем не случайно. На Кубани много замечательных певческих коллективов. В их звучном многоголосье «Криница», едва родившись, выделялась своим неповторимым звучанием, своеобразным гармоническим языком, интересными хоровыми аранжировками и артистизмом. И поют, и танцуют. Молодые, талантливые, дерзкие они экспериментируют на театральной сцене, участвуя в операх, опереттах и детских спектаклях. Имя свое полностью оправдывают. Двадцать лет назад Владимир Капаев выбрал его. Под «Криницей», подразумевался не в прямом смысле слова колодец, а животворящий чистый источник народной мудрости, народной песни, кладезь казачьей песенной, танцевальной, инструментальной и обрядовой культуры, утоляющий духовную жажду.

Как мечталось, так и сталось...

--Мои артисты - выпускники стали настоящими профессионалами. Дело, в которое я их когда- то влюбил, они достойно несут по жизни - оценивает, как бы со стороны, Владимир Александрович артистов первого состава - Маша Голубева (Любцева), Володя Адаменко. Снежана Адаменко (Сидельникова) - супруга Володи, , Светлана Мелещенко (Терехова) - преподают в КГУКИ на кафедре народного хора, Оксана Медведева - занимается с детским коллективом, Геннадий Томилин,заслуженный артист Кубани - хормейстер ансамбля «Ивушка» Краснодарской филармонии, Игорь Прихидько, заслуженный артист Кубани - руководитель оркестра Кубанского казачьего хора и своего ансамбля «Ярохмель», Елена Зелинская (Чубова) - окончила институт им.Гнесиных по народному сольному пению, аспирантуру КГУКИ. Кто бы подумал, а ведь студенческая «Криница» могла умереть едва родившись?! Такие перерождения: со студенческой скамьи в обойму профессионалов случаются крайне редко. Обычно после окончания вуза студенты разъезжаются по распределениям, и распадается группа. И с «Криницей» было бы также, если бы не Виктор Гаврилович Захарченко. Он всегда хвалил воспитанников Владимира Капаева. А после победы на конкурсе всю группу принял в свой Центр народной культуры Кубани. И впрямь повезло! Именно такой молодежный коллектив должен был стать связующим мостиком между детской школой и Кубанским казачьим хором. К тому же и в репертуарном плане «Криница» заняла свою нишу.

—Пели мы многие казачьи песни, но ближе всего были песни линейных казаков.- вспоминает Владимир Александрович.— В основном те, что записал в станицах Кубани и Ставрополья. Однако золотой запас «Криницы» не только песни, но и редкие, совсем забытые плачи, заклички, обряды... Знатной мастерицей этого жанра была солистка ансамбля Ольга Капаева, заслуженная артистка России. Равнодушно на «Криницу» смотреть невозможно. Когда концерты проходят на площадках под открытым небом, зрители и поют, и танцуют вместе с артистами. Был случай на фестивале «Киношок», когда под песню' «Криницы» вышли танцевать и Эльдар Рязанов, и Василий Лановой, и Лидия Федосеева Шукшина, и Людмила Зайцева. -Правда, случился тогда и конфуз — посмеивается Владимир Александрович, да ещё какой! Приехали в Анапу, прорепетировали на сцене зала свой номер и ждем за кулисами выхода. А там и без нас тесно. Ведущая Ирина Шевчук тогда и предложила нам погулять на улице, когда надо, говорит, позовем. Мы вышли. Нашли тихий уголок, занимаемся. Вдруг видим, Ирина тоже выходит на улицу покурить и удивленно на нас смотрит: «Вы чего здесь стоите? На сцене уже давно идет ваш номер». А выступать мы должны были по времени 4 минуты. Выскочили на самый финал. Потом узнал, что в это время происходило в зале.Пошла наша фонограмма, вышел баянист. Стоит, играет вступление, зазвучала песня. На сцене по—прежнему одинокая бродит гармонь. Композитор Юрий Саульский в первый момент вообразил, что это задумка такая: «Здорово придумали»,-- подмигнул коллегам.На второй минуте забеспокоились, чего это сцена пустует. Спасли положение звезды кино – кто на сцене, кто в проходах сами стали танцевать. Когда еще такое увидишь! В конце «шокирующего» номера вылетели на сцену и наши ребята. И за оставшиеся 30 секунд я бы сказал эффектно закольцевали номер. А нынче нас вновь пригласили на «Киношок». Приезжаем и встречаем ту же самую команду, что и много лет назад с нами работали. Вспомнили этот конфуз, посмеялись по—доброму. А вот тогда было совсем не до смеха. Досталось нам от дорогой нам Ларисы Петровны. Такие нештатные ситуации происходят за кулисами сплошь и рядом. Но для «Криницы» -- случай исключительный. У них устав строгий – порядок,дисциплина, ответственность. Коллектив справедливо называют мобильным, собранным. Так и тянет сказать – соборным! И достойный тех, кто поставил молодых артистов в свое время на крыло

Виктор Захарченко для «Криницы», как крестный отец. Он создал необходимую атмосферу для творческого самовыражения и роста. Сыграл свою судьбоносную роль и Геннадий Заволокин. Сверхпопулярная «Играй, гармонь», под его руководством сняла замечательную передачу о коллективе. Именно они дали крылья ансамблю, чтобы взлететь над Россией. А вот крестной матерью артисты называют однокашницу Владимира Капаева - Надежду Бабкину. Она «Криницу», можно сказать, за ручку вывела на российскую эстраду. Вместе выступали на фестивале «Славянский базар». «Казачий круг», «Песни России». Объехали всю страну. Вместе снимапись в телепередачах. В буквальном смысле слова -спелись. Так до сих пор и дружат. И в эти дни выступали в столице на открытии Театра Надежды Бабкиной. Разумеется, чтобы работать с такими большими артистами, в составе прославленного коллектива, нужно самим держаться на высоте. Славу заслужить мало - удержать надо. Вот и старались, тянули двойную нагрузку - ежедневно, по многу часов пели с Владимиром Капаевым. а потом не меньше занимались хореографией с Таисией Арефьевой. И концерт за концертом. Вся жизнь в разъездах. Устраивать личную жизнь, за редким исключением, не получалось. Потому что для этого, как и для домашних дел, времени, совсем не оставалось. Хорошо, если выпадал выходной, когда можно было хотя бы отоспаться.

Расширяя свою творческую палитру, появилось желание заняться и стилизацией народной песни. По примеру знаменитых ансамблей «Песняры», «Ариэль». —Вот и у нас пошло - поехало...-- память возвращает Владимира Александровича в прошлое. - Пытались тогда соединить корневую основу и современность. Получилось или не получилось? С высоты прошедшего времени думаю, что не всё удалось, но творческий порыв и полет фантазии стали заделом на будущее. И в то же время авангардный эксперимент вбил клин между «Криницей» и Виктором Захарченко. Конфликт «отцы и дети» кончился нешуточным разводом. В краевое творческое объединение «Премьера» Владимир Капаев со своим ансамблем пришел за свободой. Здесь, как казалось, скорее поймут порыв «Криницы» петь старые песни на новый лад. Леонард Гатов вдохновил коллектив на творчество, новизну, эксперимент, смелость. Ни разу за двенадцать лет работы не было указок -- идёте не туда, не так делаете. Такая жизнь в «Премьере» ободрила ребят. И все—таки это была уже другая жизнь. Ансамбль неожиданно стал еще и оперным, и опереточным. Стоило только раз удачно показаться в сцене «Евгения Онегина», как вошло в моду украшать музыкальными заставками «Криницы» и другие спектакли. Даже оперетты «Бабий бунт», «Свадьба с приданым» Леонард Гатов специально под них поставил. Вот и нынче, параллельно с подготовкой программы своего юбилейного концерта, они учат роли новогодней сказки про кубанского казака Семёна. «Елки» без них никогда не проходят. За двадцать лет сменилось много артистов. В молодежной «Кринице», как в балете -возрастной ценз. Но удивительно - новички с лету подхватывают и продолжают традиции той яркой, голосистой, заводной, озорной «Криницы» первого состава. В ансамбле двадцать пять человек. Считай, могучая кучка. Но как выйдут на сцену, как грянут!.. Дух захватывает от выразительной красоты их песен. Конечно, важно исполнять народную песню в первозданной незамутненной чистоте, вдохнув в нее свои страсти и переживания. Но «Кринице» помимо этого так хочется, чтобы в старинных песнях зазвучал ритм пульса уже XXI века.


Людмила Решетняк


список | следующая



  
 















© 2003-2012 Криница
тел/факс +7(918) 447-66-92
тел +7(918) 440-64-43
e-mail: vkapaev@mail.ru
e-mail: pavelkrinitza@mail.ru

 



Создание сайта
Spider Group


Аудио | Тексты песен | Ноты | Статьи | Видео | Новости | Афиша | Биография ансамбля Люди | Творчество | Фотоальбом | Рецензии | Контакты |




Rambler's
Top100