Казачьи песни. Ансамбль Криница






"Криницы" русская душа

О чем мечтает директор "Криницы" Елена Гончарова?

- Хотелось бы встряхнуть мир, заставить его "снять шапку" перед казачьей культурой. Перед ее нежным, лиричным и в то же время напористым темпераментом. Чтобы миру как можно полнее открылось поразительное своеобразие нашей культуры. Чтобы мотивы наших казачьих песен были повсюду узнаваемы и любимы.

А пожелать хочу всем и каждому артисту ансамбля следующее: свободы и дерзания в творческом поиске, больше терпения и терпимости друг к другу, неуемного желания постоянно учиться и совершенствоваться, дальнейшего раскрытия способности получать радость от самого процесса творческой жизни, любви, доверия к себе и к жизни.



От чистых кубанских истоков

Сегодня мы можем подвести некоторые итоги, оглянуться назад, вспомнить, с чего все начиналось, заглянуть в будущее. Ну, а кто лучше всего знает "Криницу"? Конечно же, ее создатель и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Капаев. К нему я и обратилась со своими вопросами.

- Рождение коллектива - дело не одного дня, и все-таки, если отмечается юбилейная дата, то должна быть и конкретная точка отсчета?
- Конкретнее не бывает. "Криница" родилась 12 февраля 1994 года. В этот день фольклорно-сценический ансамбль студентов Краснодарского института культуры и искусств был удостоен звания лауреата и золотой медали в Смоленске на II Международном конкурсе "Голоса России". Для нас это дорогая дата, и мы гордимся своим днем рождения.
- А самый первый шаг? Как зародилась сама идея вашего ансамбля?
- Все началось с института культуры, где я тогда работал. На кафедре хорового пения. Студенческий хоровой коллектив оказался настолько благодатной почвой для творчества, что мы уже, как говорится, не могли остановиться. Сформировался состав очень быстро, потому что ребята просто фантастически увлеклись идеей поюще-танцующего фольклорного спектакля.
- А когда вы поняли, что это уже не учебный процесс, что это всерьез и надолго?
- Когда нас поддержали и в нас поверили. Огромную роль здесь сыграла профессиональная поддержка В.Г. Захарченко. В кубанском фольклоре это не просто личность, это абсолютный авторитет и крупнейший специалист во всех областях казачьей певческой культуры.
- "Криница" начиналась как студенческий коллектив. Сейчас многие его участники получили дипломы. И все-таки состав остается чуть не на половину вузовским. В чем причина? Не хватает кадров?
- Нет, это естественная преемственность, которая, я верю, сохранится и впредь. Краснодарский университет культуры и искусств - не только "колыбель", но и неотъемлемая часть нашей жизни. И эту позицию определяет прежде всего ректор университета Ирина Ивановна Горлова. Это она направляла нас в наших конкурсных выступлениях, ездила с нами в Смоленск, от всей души радовалась нашей победе. В прошлом году все повторилось вновь. На этот раз в Москве, на фестивале студенческих коллективов в Российской музыкальной академии, где Ирина Ивановна возглавляла наше краснодарское "представительство". А ее огромное участие в судьбах наших ребят! Геннадий Томилин, Сергей Шугайлов, Владимир Адаменко, Елена Зелинская - бывшие студенты университета - теперь преподаватели кафедры народного сценического ансамбля. Как видите, мы с университетом одно целое.
- Ваш концерт, посвященный юбилею, какой он?
- Это новая программа. Мы постоянно стремимся к обновлению и очень хотим, чтобы кубанская народная песня жила не только у самых истоков, но была неотъемлемой частью нашей сегодняшней жизни.

Владимира Капаева невозможно отделить от "Криницы", он живет и дышит ею, без нее не мыслит себя вообще, впрочем, как и участники ансамбля, которых Владимир Александрович увлек, заразил любовью к кубанскому фольклору, к его бесконечным возможностям.

Счастья тебе, "Криница", новых творческих успехов и чистых певучих родников!

Беседовала Людмила Красова.



Снежана

Родом она из Тюменской области. На Кубань приехала и поняла, что самым сложным будет освоить наш южный говор - темпераментный, яркий, колоритный.

- Поначалу даже обидно было - песни такие чудные, но как же их исполнить? Минуло время, и приняла меня казачья песня.

В кринице Снежана Адаменко десять лет. С самого начала, когда коллектив был еще студенческим.

Бывает, приезжает "Криница" в станицу, например, к казакам-линейцам. Артисты поют, стараются вовсю и вдруг слышат:
"Не наши песни поете, чужие". Как же это? Ведь все до одной песни кубанские, казачьи. Сами собирали по станицам, выписывали... А для линейных казаков "чужими" кажутся песни казаков-черноморцев, так же, как для черноморцев - линейные. Вод ведь до чего тонко чувствуют кубанцы душу песни!

В. Васин



Галина

- То, что я в "Кринице", - закономерно, - так начала рассказ о себе Галина Сторчак. - Не могу представить себя без нашего ансамбля, без близких мне по духу людей.

Как же хорошо, когда на жизненном пути встречаешь добрых людей, помогающих найти свое место в этом мире.

В судьбе Галины Сторчак, по ее признанию, таких людей было четверо.

Дед, Никита Васильевич, потомственный казак. Внучку свою с трех лет водил на все станичные праздники в Дом культуры, на все гулянья. "Слышь, баян? - молвил он, преображаясь. - Пойдем, пойдем скорее, послушаем. Кум, а кум? Сыграй-ка для моей Гали!" И кум старался. Дед был счастлив.

Сколько радости было в доме, когда Галя пошла в только что открывшуюся музыкальную школу! А школа та не в родной станице Чепигинской, а рядом - на Лебяжьем острове.

Галя тогда точно еще не решила, кем стать: хочет ли она играть на баяне или больше любит петь, а быть может танцевать?

- Я была, как комочек глины, из которого при умелом обращении можно вылепить все, что душе мастера угодно.

И таким мастером стала талантливый педагог Галина Петровна Кораблева, в класс которой и попала маленькая Галя.

И вот встреча с еще одним человеком, сыгравшем в судьбе певицы немалую роль. Владимир Александрович Коншин, преподаватель Краснодарского музыкально-педагогического училища, сумел раскрыть ей душу народной песни, ее безмерную глубину и великую красоту.

По окончании училища Галина стала учителем музыки в родной школе. Но вскоре поняла, что педагогика - не ее призвание. Любовь к сцене оказалась сильнее. А еще она хотела продолжить учебу.

- К тому моменту я почувствовала, что мне необходим иной более высокий уровень образования. Поступила в Краснодарский государственный институт культуры, оказавшись в "Кринице", поняла: это именно то, что искала. Владимир Александрович Капаев - четвертый человек в моей судьбе, благодаря которому я и стала артисткой.

В. Васильев.



Сергей

В его жизни много случайностей: случайно поступил на музыкально-педагогический факультет Краснодарского института культуры, случайно увлекся кубанской хоровой культурой и встретился с В.А. Капаевым. И все-таки ничего случайного в жизни Сергея Шугайлова, как это ни странно, не произошло. Выбрав однажды профессию музыканта, он остается верен ей уже много лет, уверенно поднимаясь по ступеням профессионального мастерства.

Баянист по профессии, приехав в Краснодар по совету бывшего руководителя оркестра Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков заслуженного артиста России Б.Г. Огурцова, Сергей, познав хоровую культуру Кубани, почувствовал, что она затронула его за живое. Да и кровное тяготение сказалось - его предки жили в линейной станице Новолабинской. А традиции в семье Шугайловых чтят свято. Сергей, в отличие от многих из нас, знает имена и отчества всех своих предков по мужской линии вплоть до пятого колена.

Побывав в детстве на концерте донских казаков, Сергей был просто очарован и почувствовал - впервые в жизни! - сильное желание прикоснуться к этому пласту культуры. Осуществилась мечта спустя много лет здесь - в "Кринице".

- То, что можно сыграть на музыкальном инструменте, показать дирижеру руками, все равно остается музыкальным языком, независимо ни от чего. Но язык музыки подчинен слову. Умение сказать, передать те чувства, переживания, которыми проникнут сам, донести их до зрительного зала - вот ответственная задача артиста. А в "Кринице" есть все условия для этого.

С. Санин.



Мария

Коллеги по "Кринице" ласково называют ее "математиком". Маша Голубева просчитает целесообразность каждого движения в танце, сделает теоретический анализ каждой песни -"для внутренней уверенности в деле, которым занят".

- Не зря говорится: "разложить по косточкам". Если проанализировать каждую песню, вырисовывается скелет традиционной культуры, целая система - звуковысотная, ритмическая. На математическом уровне для меня совершенно неожиданно открылась закономерность народной песни: определенному жанру отвечают определенные схемы и своеобразные формулы, в которые легко укладываются все песни.

К ансамблю Маша Голубева прикипела всей душой. Она чувствует тот груз ответственности, который лежит на каждом из артистов "Криницы". Традиционная культура имеет право на жизнь и должна жить независимо ни от чего, ведь это продукт коллективного творчества не одного поколения наших предков. У Маши, как и у наших предков, ярко сочетается контраст музыкальной культуры. "Наши бабушки пели народные песни, а потом - псалмы, основанные на совершенно иных духовных и музыкальных законах. Так и мы: поем народную песню, а вечером с удовольствием идем на дискотеку. У каждого поколения - свое осознание песни, основанное на жизненном опыте". Наш руководитель В.А. Капаев стремится "вытащить" из каждого своего артиста именно современное осознание народной песни.

С. Аникиенко.



Игорь

С баяном они неразлучные друзья. Так с детства. В Краснодарском музыкальном училище им. Н. Римского-Корсакова Игорь Прихидько прошел выучку - высший класс, закрепил приобретенные навыки в нашей академии культуры. Потом была великолепная школа в русском концертном оркестре "Виртуозы Кубани".

В оркестровую группу ансамбля на полную ставку пришел "вторым баяном". Даровитого музыканта скоро выдвинули на первый план. Владимир Капаев доверил ему серьезное дело, требующее не только высокого профессионализма, но и педагогического такта, который приходит с годами, - руководство оркестром. Но худрук был уверен: Игорь справится.

- В искусстве нужно всегда идти вперед. Тем и нравится мне работа в "Кринице", что не топчемся на месте. Приобрели в придачу к двум баянам, контрабасу, балалайке, гитаре-кобзе - ударные инструменты, синтезатор. Для чего? Чтобы обогатить музыкальную палитру и понравиться молодежи. Кого-то, возможно шокирует наша стилизация фольклора, ведь новое всегда вначале удивляет, а потом восхищает.

В представлении некоторых людей музыканты - народ изнеженный. Игорь Прихидько cовершенно разрушает такой стереотип. Он автолюбитель, увлекается спортом и совсем не белоручка. Он казак, сотник Кубанского казачьего войска, значит, должен уметь все.

- Да все мы, криничане, мастера на все руки - наши вокалисты не только поют, но и танцуют, играют на каком-нибудь музыкальном инструменте. А мы, оркестранты, если надо, тоже и подпеть можем, да и в танце не сплошаем, - говорит Игорь.

Л. Решетняк.



Ольга

Правду говорят: все в человеке закладывается с детства.

- Лет пять было мне. И как-то бабушка - великая песенница, душа любой компании - говорит: "Давай-ка, внучка, плакать тебя учить буду". Я в ответ: "Зачем учить, я и так плакать умею!". "Нет, - говорит, - реветь ты умеешь, а "плакать" надо учиться. Ты ведь женщина. Вот помру я, кто по мне поплачет тогда?". А я как представила, что бабушки не будет, жалко ее стало, и заревела во все горло. А бабушка (ей, видимо, от меня и надо было добиться плача) твердит: "Голоси, голоси. Да только не голосом, а сердцем. Понимаешь? Сердцем плачь!"

Есть поверье: двадцать второго марта прилетают жаворонки - сорок сороков, окличка весны. Накануне бабушка из хлебного теста пекла жаворонков. И меня малую девчонку, помню, будила рано, еще до восхода солнца. Взбиралась с жаворонком на крышу избы. Темно, холодно, снег еще кругом (снега в Оренбуржье обильные, высокие, морозы и в марте крепкие бывают). Бабушка мне: "Полезай повыше - к небу поближе, да протяни ладошку с жаворонком - прикрепи жаворонка к небу. Попроси, чтоб весну позвал и солнышко красное; попроси, чтобы год был добрым, да урожай богатым".

И мне самой этого так хотелось! Я так голосила! На весь наш поселок с праздничным названием Первое Мая - на все пятьдесят дворов...

Какое ж это было счастье, поняла лишь много лет спустя.

Отец Ольги - потомственный донской казак. Мать родом с Украины. В семье говорили на двух языках, часто пели украинские песни. Сколько их слышала-переслышала Оля в детстве!

А в шестнадцать лет Ольга Капаева сама уже пела. Да ни где-нибудь, а в знаменитом Оренбургском хоре. Затем были Воронежский русский народный И Кубанский казачий хоры.

- А "Криница" - моя лебединая песня, - говорит певица.

В. Гапоненко.



Оксана

В юные годы из всех жанров музыки ей близок был романс, созвучный, очевидно, ее душевному настрою. Девочка представляла себя актрисой театра и кино.

И вот он - чудесный и неожиданный поворот судьбы! Оксана Крапостина поступила на отделение народного пения в Краснодарский институт культуры.

Нелегким оказался путь постижения такой вроде бы простой и понятной народной песни.

- Мне открылся ранее неведомый мир - огромный и прекрасный. Народную песню душою почувствовать надо. А уж когда душа запоет, то и голос обязательно выразит всю красоту песни.

В.Витальев.



Беседовала Елена Иванова.
"Кубанские новости", 18 марта 1999


предыдущая | список | следующая



  
 















© 2003-2012 Криница
тел/факс +7(918) 447-66-92
тел +7(918) 440-64-43
e-mail: vkapaev@mail.ru
e-mail: pavelkrinitza@mail.ru

 



Создание сайта
Spider Group


Аудио | Тексты песен | Ноты | Статьи | Видео | Новости | Афиша | Биография ансамбля Люди | Творчество | Фотоальбом | Рецензии | Контакты |




Rambler's
Top100