Казачьи песни. Ансамбль Криница






Я шла всего лишь на концерт

Я шла на встречу с прошлым, искренне желая отдать дань уважения старинной народной кубанской певческой традиции. Меня переполняло восхищение людьми, которые бережно хранят и записывают песни в хуторах и станицах Краснодаского края, чтобы напомнить нам, бесповоротно и безнадежно городским, "какого мы роду племени". Кому под силу разрушить эту дистанцию? Из своего железобетонного многоэтажного "далека" нам остается только слушать и аплодировать, сидя по ту сторону оркестровой ямы:

Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять, как я ошибалась.

Там, на подмостках, бился неуемный, заполняющий каждый миллиметр пространства бешеный пульс жизни, и более всего поражали какая-то ослепительно-радостная энергия исполнителей, их молодость, задор, даже азарт.

В начале я еще пыталась оценивать происходящее по традиционным меркам концерта фольклорного коллектива. Слух ловил знакомые распевы казачьих песен, отмечая достоинство обработок, сделанных художественным руководителем "Криницы" В. Капаевым. Радовала глаз отточенность пластики движений, поистине кружевное плетение хореографического рисунка танцев в постановке Н. Кубаря. Восхищала красочность калейдоскопически меняющихся костюмов, мелькали мысли об артистизме исполнителей, виртуозности инструменталистов...

Незаметно профессиональные наблюдения уступили место искреннему сопровождению, и меня, как и большинство присутствующих в зале, окутала эмоциональная атмосфера происходящего на эстраде.

...Лица артистов строги и суровы - это казаки отправляются в поход, печальные немногословные казачки их провожают. Куда? Все туда же - на Кавказ...

...А вот станичники собрались на посиделки, и тут уж дай волю и молодецкой удали, и девичьему задору с шуточными перебранками да прибаутками...

События стремительно развивались, песни-сцены сменяли друг друга, а игра становилась все более правдоподобнее, увлекательнее.

...Не успела хлопотливая проворная бабенка побранить сынишку да тронуться в путь на своей незатейливой повозке, напевая "Ой, да запряжу я...", а тут и другая упряжка подоспела. И вместе с Ольгой Капаевой, удивительно артистичной и как-то по-домашнему естественной исполнительницей этих вокальных зарисовок, как будто весь зал мигом пересел с жесткой хуторской телеги на фасонистый "Тарантасик на смазе".

А казаки опять уезжают "...на славный Кавказ", и мелькают их папахи "между серыми камнями". Я ловлю себя на вздохе: "Ой, да когда же кончатся все эти междоусобицы? Как тяжело, Господи!"

Подслушал кто? Или так было задумано, только в ответ на мои причитания начинает струиться пестрой лентой песня-танец терских казаков "Уж вы мысли мои, мысли". Какая-то завораживающая нездешняя мелодия! Впрочем, почему нездешняя? Вот же казаки проходят в переплясе, и интонации знакомые до боли, восточная нега так просто и естественно переплетается с российской протяжной распевностью. Ведь испокон веку на одной земле! Почему же все так запуталось, смешалось?

Каждый следующий номер программы дарил все новые впечатления, и, пожалуй, единственное, что мешало мне окончательно раствориться в происходящем на сцене, - это отрезвляющее чувство изумления.

Все участники вокальной группы - одновременно и танцовщики! Одному Богу известно, когда они успевают переводить дыхание и каких репетиций им стоит при таких хореографических нагрузках чистота певческой интонации.

Большая часть репертуара построена на женских соло, и здесь уже такой цветник, что любо-дорого!

Казалось, вот только что зал, затаив дыхание, сопереживал старинному казачьему романсу, чуть не со слезой вслушиваясь в беззащитно-трогательное "верила, верила я" Ольги Капаевой, как тут же закрутила-завертела всех Оксана Крапостина плясовой задорной песней. Зацепила за живое "Вишенкой-черешенкой" Мария Голубева, а ей в ответ Галина Сторчак раззадорила зал своими "Грэчаныками", да и занозистые шутки-песни Снежаны Адаменко никого не оставили равнодушным.

С какой радостью зрители встречали каждое выступление инструментального ансамбля "Криница", без которого, я думаю, коллектив и представить себе не возможно! Это был настоящий спектакль, где как по мановению волшебной палочки плясали, крутились-вертелись мыслимые и немыслимые народные инструменты, у каждого из которых было свое амплуа и свои повадки.

Запомнилась и горячая запальчивая балалайка Андрея Коровенкова с ее фантастическими коленцами, и задорная гармоника Игоря Прихидько, и невозмутимая балалайка-контрабас Вячеслава Голубева... Все они о чем-то спорили, весело шутили, поддразнивая друг друга и публику. В ответ слушатели отбивали все ладоши, не желая расставаться с веселыми выдумщиками-музыкантами.

В который раз поймала себя на том, что среди исполнителей пытаюсь увидеть еще одно лицо, которого нет, да и не должно быть на сцене - это художественный руководитель Владимир Капаев. Впрочем, о чем я? Ведь вот он - концерт! Каждый звук, каждое движение на сцене - это его мысли, его труд, его душа. Острее всего я почувствовала это в одно мгновение, когда во втором отделении артисты появились в просторных светлых одеждах, непривычно сдержанные, с ясными спокойными лицами и запели духовный стих "Христос с учениками". Какая уж тут игра в правдоподобие: сама жизнь, простая и безыскусная, шагнула к нам в зал! Ничего лишнего, наносного. Вот так люди жили, любили, радовались, крепко стояли на своей земле, бережно хранили свои традиции. И наверное, за этой простатой и душевным теплом пришли сюда издерганные, опустошенные горожане, уставшие от кричащей рекламы, технических благ и бесконечных обещаний. Они пришли за своими корнями, без которых не выдержать, не продержаться. Наверное, и я оказалась здесь потому, что мне тоже все это очень нужно. Хотя поначалу об этом не думалось: я шла всего лишь на концерт.

Л. Красова.
"Кубанские новости", 4 июня 1998


предыдущая | список | следующая



  
 















© 2003-2012 Криница
тел/факс +7(918) 447-66-92
тел +7(918) 440-64-43
e-mail: vkapaev@mail.ru
e-mail: pavelkrinitza@mail.ru

 



Создание сайта
Spider Group


Аудио | Тексты песен | Ноты | Статьи | Видео | Новости | Афиша | Биография ансамбля Люди | Творчество | Фотоальбом | Рецензии | Контакты |




Rambler's
Top100